На главную страницу  -  Часть1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4 - Часть 5

1.2.  ОСНОВЫ ТЕОРИИ СУДНА

9. Что такое мореходные качества судна?
Чтобы судно могло выполнять свои функции, оно должно обладать определенными качествами, называемыми  мореходными. К ним относятся плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, плавность качки, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и управляемость. Они определяются главными размерениями судна, обводами корпуса, размещением технических средств и специальных устройств.
10.  Что такое теоретический чертеж судна и для чего он нужен?
    Общее представление о форме наружной поверхности корпуса дает сечение его тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис.1).
    Вертикальная плоскость, идущая вдоль судна по середине его ширины и разделяющая судно на две симметричные половины (левый и правый борт), называется диаметральной плоскостью (ДП). Поверхность воды в спокойном состоянии, которая пересекает наружную обшивку судна, несущего все полагающиеся по роду его службы грузы, образует плоскость грузовой ватерлинии (ГВЛ). Эта плоскость отделяет подводную часть судна от надводной части. Поперечная плоскость, рассекающая судно по середине его длины, называется плоскостью мидель – шпангоута.

Рис.1. Расположение основных плоскостей
1–плоскость мидель-шпангоута; 2- диаметральная плоскость; 3 – плоскость грузовой ватерлинии
Ряд плоскостей, параллельных ДП, образуют на поверхности судна линии батоксов (рис.2).

Рис.2.  Линии пересечения наружной поверхности судна плоскостями, параллельными основным плоскостям
     1 – батоксы;    2 – форштевень;    3 – ватерлиния;   4 – шпангоуты;   5 – ахтерштевень.
 Пересечения наружной обшивки с горизонтальными плоскостями образуют промежуточные ватерлинии, а с вертикально-поперечными – шпангоуты. При совмещении всех перечисленных сечений на одном чертеже получится обычная для судостроителей форма представления поверхности судна – теоретический чертеж (рис.3).
Теоретический чертеж судна состоит из трех проекций:  корпуса (рис.3,а),  полушироты (рис.3,в), и бока (рис.3,б). По теоретическому чертежу можно получить представление о форме корпуса судна даже без изготовления его модели.
а)   Корпус

б)       Бок

в)   Полуширота
 
  Рис.3. Теоретический чертеж судна
АА – ватерлиния; D – диаметральная плоскость; СС – батокс;
ЕЕ – палубная линия; FF – линяя фальшборта; В – шпангоуты.

11.    Что понимают под главными размерениями судна?
  При проектировании судна пользуются главными размерениями судна, к которым относит его длину L, ширину B, осадку T  и высоту борта  H (рис.4).
Рис.4. Главные размерения судна.
B – ширина; T – осадка; L – расчетная длина; L – наибольшая длина; ГВЛ – грузовая ватерлиния; В- наибольшая ширина.

Различают расчетные (теоретические) и наибольшие (габаритные) главные размерения. Первые используют при определении мореходных качеств судна, вторые – при всех практических надобностях.
Длина расчетная  - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, восстановленными в крайних точках ГВЛ.
Длина наибольшая – расстояние между крайними носовой и кормовой точками корпуса. Измеряется в плоскости, параллельной ГВЛ.
Ширина расчетная – наиболее широкое место корпуса в плоскости ГВЛ без учета обшивки.
Ширина наибольшая – наиболее широкая часть корпуса с учетом толщины наружной обшивки и выступающих частей.
Осадка расчетная – расстояние по вертикали на миделе от верхней кромки киля до ГВЛ.
Осадка наибольшая – величина наибольшего погружения корпуса до ГВЛ с учетом обшивки и выступающих частей. Осадка носом и кормой измеряются по вертикали от точки пересечения действующей ГВЛ с форштевнем и ахтерштевнем до линии продолжения нижней кромки киля. Разность осадок носом и кормой характеризуют дифферент судна.
Высота борта расчетная – высота по вертикали на миделе от верхней кромки киля до нижней кромки верхней непрерывной палубы у борта..
 
 
 

Hosted by uCoz