На главную страницу  -  Часть1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4 - Часть 5

СОВРЕМЕННОЕ СУДНО КАК ИНЖЕНЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ
             1.1.   КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ПО ПРАВИЛАМ РЕГИСТРА. СИМВОЛЫ КЛАССА  СУДНА.

1. Что такое класс судна?
Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно, согласно правилам классифи-кации и постройки того или. Иного классификационного общества. Класс присваивается (или возобновляется) на определенный срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором, удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым. К его прочности и мореходности.
В стране юридическим органом технического надзора и классификации гражданских морских судов и плавучих сооружений является Регистр.
Класс судна записывается в виде символа и различных дополнительных знаков.
2. Как классифицируют cyдa по Правилам Регистра?
В соответствии с Правилами Регистра  все суда классифицируют по следующим признакам:
по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские). Промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и cnopтивныe, специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные) судоремонтные (плавучие мастерские, подъемные краны, доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители):
по району плавания - морские (дальнего, неограниченного, прибрежного) и рейдовые; внутреннего плавания (речные, озерные); смешанного плавания (река – море);
по способу движения — самоходные и несамоходные;
по типу главного двигателя— теплоходы (двигатель внутреннего сгорания), пароходы (паровая  машина),  турбоходы (паровая турбина), газотурбоходы (газовая турбина), дизель электроходы (электрические   установки, получающие энергию от двигателя внутрен-него сгорания), электроходы (электрические  установки  получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка);
по способу движения — водоизмещающие, подводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на  воздушной подушке;
по типу движителя,— винтовые, с крыльчатым, водометным или роторным движителем, парусные;
по материалу корпуса — стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные,  композитные;
по архитектурно-конструктивному типу,— одно - и двухкорпусные, одно- и многопалубные, с  кормовым,  средним и промежуточным расположением машинного отделения;
по количеству гребных валов — одновальные, двух вальные и т. д.
3. Что представляет собой символ класса судна?

Основной символ класса судна состоит из знака звездочки, вписанной в окружность, и проставленных перед ней букв: КМ для самоходного и К — для несамоходного судна. Дополнительные знаки отражают:
категорию ледовых усилений— УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ и Л4; степень обеспечения непотопляемости — заклю-ченные в квадрат цифры 1, 2 и 3; повышенную противо-пожарную защиту — F; ограничении по району плава-ния — I, II, IIСП и III; знак автоматизации судовой энергетической установки (СЭУ) — Al, A2 или A3; назначение судна — слова «буксир», «танкер» и т. д., если судно нефтеналивное, то к символу о его назначении добавляется значение (цифра температуры вспышки перевозимого нефтепродукта); оборудование судна атомной энергетической установкой – знаком атома (атомное ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).

 4. Что представляют собой знаки категорий ледового усиления?
     В зависимости от применяемой категории ледового усиления к основному символу класса добавляют знаки, указанные в п.3. Означают они следующее: УЛА – судно может плавать в летне-осенний период  навигации во всех районах мирового океана; УЛ – в летне-осенний период в Арктике в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях;  Л1 – в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л2, Л3 – в мелкобитом разряженном льду неарктических морей.
     Ледоколам к основному символу класса добавляют знак ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛ3 или ЛЛ4 в зависимости от мощности СЭУ и условий плавания: ЛЛ1 – выполнение всех видов ледокольных работ в течение всего года (суммарная мощность на гребных валах 47000 кВт и более); ЛЛ2 – в летний период и только по прибрежным трассам  в зимний (мощность на гребных валах от 22000 до 47000 кВт); ЛЛ3 – в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, а также в арктических морях, но только по прибрежным трассам  совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах от 11000 до 22000 кВт); ЛЛ4 – в портовых и предпортовых акваториях, а также в замерзающих морях совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах менее 11000 кВт).

5. Что показывает знак степени обеспечения непотопляемости?
     Если корпус судна разделен на отсеки, то к основному символу класса судна добавляют один из знаков 1, 2, 3, (цифра заключена в прямоугольник). Эта цифра показывает число отсеков, при затоплении которых судно должно остаться на плаву и в состоянии равновесия; знаки 2 и 3 показывают число смежных отсеков, при затоплении которых судно должно оставаться на плаву.

6. Что показывает знак ограничения района плавания?
     Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного плавания, то к основному символу класса добавляют следующие знаки: 1 – разрешается плавание в открытом районе моря с удалением от мест убежища до 200 миль, а также плавание в закрытых морях;
II – плавание в открытых морях с удалением от мест убежищ до 50 миль, а плавание в закрытых морях – в границах, установленных Регистром в каждом отдельном случае; IIСП – плавание на внутренних водных путях, а также морских районах на волнении не более 6 баллов с удалением от мест убежищ в открытых морях до 50 миль, в закрытых – до 100 миль; III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания к символу класса знак района плавания не добавляется.
7. Какие знаки в символе класса судна учитывают степень его автоматизации?
    По степени автоматизации различают такие суда:
- неавтоматизированные  или частично автоматизированные с местным постом управления СЭУ и постоянной вахтой в машинном отделении (МО);
- автоматизированные с дистанционным автоматическим управлением (ДАУ), постоянной вахтой в центральном посту управления (ЦПУ) и периодическим обслуживанием в МО (степень автоматизации А2); автоматизированные с ДАУ, без постоянной вахты в ЦПУ и МО и с периодическим обслуживанием (степень автоматизации А1). Предусмотрена также степень автоматизации А3 на судах с мощностью СЭУ до 1500 кВт, объем автоматизации, которых сокращен, но возможна эксплуатация СЭУ без вахты в МО. На таких судах отсутствует или существует в неполном объеме ЦПУ, судовая электростанция упрощена за счет использования генераторов с приводом от главного двигателя (ГД) или от валопровода.
       8. Как читается символ класса для какого-либо конкретного судна?
     Символ класса, имеющий вид КМ, звезда в круге, УЛ,1 заключенная в квадрат, F AI, знак атома, лихтеравоз, расшифровывается так: самоходное судно, построено под надзором Регистра, неограниченного района плавания, имеет усиленные ледовые подкрепления (допускается плавание за ледоколом, а также самостоятельное плавание в битом  льду в арктических морях), способно оставаться на плаву при затоплении одного отсека, удовлетворяет дополнительным требованиям правил по противопожарной защите, с объемом автоматизации СЭУ, допускающим работу судна без постоянной вахты в МО и ЦПУ, предназначено для перевозки лихтеров.

1.2.  ОСНОВЫ ТЕОРИИ СУДНА

Hosted by uCoz