СОВРЕМЕННОЕ СУДНО КАК ИНЖЕНЕРНОЕ СООРУЖЕНИЕ
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ПО ПРАВИЛАМ
РЕГИСТРА. СИМВОЛЫ КЛАССА СУДНА.
Основной символ класса судна состоит из знака звездочки, вписанной в
окружность, и проставленных перед ней букв: КМ для самоходного и К — для
несамоходного судна. Дополнительные знаки отражают:
категорию ледовых усилений— УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ и Л4; степень обеспечения
непотопляемости — заклю-ченные в квадрат цифры 1, 2 и 3; повышенную противо-пожарную
защиту — F; ограничении по району плава-ния — I, II, IIСП и III; знак автоматизации
судовой энергетической установки (СЭУ) — Al, A2 или A3; назначение судна
— слова «буксир», «танкер» и т. д., если судно нефтеналивное, то к символу
о его назначении добавляется значение (цифра температуры вспышки перевозимого
нефтепродукта); оборудование судна атомной энергетической установкой –
знаком атома (атомное ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).
4. Что представляют собой знаки категорий
ледового усиления?
В зависимости от применяемой категории ледового
усиления к основному символу класса добавляют знаки, указанные в п.3. Означают
они следующее: УЛА – судно может плавать в летне-осенний период навигации
во всех районах мирового океана; УЛ – в летне-осенний период в Арктике
в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях;
Л1 – в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих
неарктических морях; Л2, Л3 – в мелкобитом разряженном льду неарктических
морей.
Ледоколам к основному символу класса добавляют
знак ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛ3 или ЛЛ4 в зависимости от мощности СЭУ и условий плавания:
ЛЛ1 – выполнение всех видов ледокольных работ в течение всего года (суммарная
мощность на гребных валах 47000 кВт и более); ЛЛ2 – в летний период и только
по прибрежным трассам в зимний (мощность на гребных валах от 22000
до 47000 кВт); ЛЛ3 – в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках
рек, впадающих в арктические моря, а также в арктических морях, но только
по прибрежным трассам совместно с ледоколами высших категорий (мощность
на гребных валах от 11000 до 22000 кВт); ЛЛ4 – в портовых и предпортовых
акваториях, а также в замерзающих морях совместно с ледоколами высших категорий
(мощность на гребных валах менее 11000 кВт).
5. Что показывает знак степени обеспечения
непотопляемости?
Если корпус судна разделен на отсеки, то к
основному символу класса судна добавляют один из знаков 1, 2, 3, (цифра
заключена в прямоугольник). Эта цифра показывает число отсеков, при затоплении
которых судно должно остаться на плаву и в состоянии равновесия; знаки
2 и 3 показывают число смежных отсеков, при затоплении которых судно должно
оставаться на плаву.
6. Что показывает знак ограничения района плавания?
Если судно предназначено для плавания в ограниченном
районе или для смешанного плавания, то к основному символу класса добавляют
следующие знаки: 1 – разрешается плавание в открытом районе моря с удалением
от мест убежища до 200 миль, а также плавание в закрытых морях;
II – плавание в открытых морях с удалением от мест убежищ до 50 миль,
а плавание в закрытых морях – в границах, установленных Регистром в каждом
отдельном случае; IIСП – плавание на внутренних водных путях, а также морских
районах на волнении не более 6 баллов с удалением от мест убежищ в открытых
морях до 50 миль, в закрытых – до 100 миль; III – прибрежное, рейдовое
и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания к символу
класса знак района плавания не добавляется.
7. Какие знаки в символе класса судна учитывают
степень его автоматизации?
По степени автоматизации различают такие суда:
- неавтоматизированные или частично автоматизированные с местным
постом управления СЭУ и постоянной вахтой в машинном отделении (МО);
- автоматизированные с дистанционным автоматическим управлением (ДАУ),
постоянной вахтой в центральном посту управления (ЦПУ) и периодическим
обслуживанием в МО (степень автоматизации А2); автоматизированные с ДАУ,
без постоянной вахты в ЦПУ и МО и с периодическим обслуживанием (степень
автоматизации А1). Предусмотрена также степень автоматизации А3 на судах
с мощностью СЭУ до 1500 кВт, объем автоматизации, которых сокращен, но
возможна эксплуатация СЭУ без вахты в МО. На таких судах отсутствует или
существует в неполном объеме ЦПУ, судовая электростанция упрощена за счет
использования генераторов с приводом от главного двигателя (ГД) или от
валопровода.
8. Как
читается символ класса для какого-либо конкретного судна?
Символ класса, имеющий вид КМ, звезда в круге,
УЛ,1 заключенная в квадрат, F AI, знак атома, лихтеравоз, расшифровывается
так: самоходное судно, построено под надзором Регистра, неограниченного
района плавания, имеет усиленные ледовые подкрепления (допускается плавание
за ледоколом, а также самостоятельное плавание в битом льду в арктических
морях), способно оставаться на плаву при затоплении одного отсека, удовлетворяет
дополнительным требованиям правил по противопожарной защите, с объемом
автоматизации СЭУ, допускающим работу судна без постоянной вахты в МО и
ЦПУ, предназначено для перевозки лихтеров.